ПАУСТОВСКИЙ, КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ
(1892–1968),
русский советский писатель. Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье
железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, «был
неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял
места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве.
Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в
шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден
самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.
В автобиографическом очерке Несколько отрывочных мыслей
(1967) Паустовский писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с
детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение
перед воображаемым миром и – тоска из-за невозможности увидеть его. Эти
два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой
прозе». Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности,
оказал А.Грин.
Первый небольшой рассказ Паустовского На воде (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни».
По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском
университете, затем перевелся в Московский университет. Первая мировая
война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на
московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым
санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и
Белоруссии.
После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский
вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь.
В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и
Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 стал рыбаком в артели
на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой
первый роман Романтики (1916–1923, опубл. 1935). Этот роман,
содержание и настроение которого соответствовали его названию, был
отмечен авторским поиском лирико-прозаической формы. Паустовский
стремился создать целостное сюжетное повествование о том, что ему
довелось увидеть и почувствовать в юности. Один из героев романа,
старый Оскар, всю жизнь противился тому, что его пытались превратить из
художника в добытчика. Основной мотив Романтиков – судьба художника, который стремится преодолеть одиночество, – впоследствии встречался во многих произведениях Паустовского.
Февральскую и октябрьскую революции 1917 Паустовский встретил в
Москве. После победы советской власти начал работать журналистом и «жил
напряженной жизнью газетных редакций». Но вскоре писателя вновь
«завертело»: он уехал в Киев, куда перебралась его мать, пережил там
несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский
оказался в Одессе, где попал в среду молодых писателей – И.Ильфа,
И.Бабеля, Э.Багрицкого, Г.Шенгели и др. Прожив два года в Одессе, уехал
в Сухум, затем перебрался в Батум, потом – в Тифлис. Странствия по
Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию.
В 1923 Паустовский вернулся в Москву и начал работать
редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и
рассказы. В 1928 вышел первый сборник рассказов Паустовского Встречные корабли. В том же году был написан роман Блистающие облака.
В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с
автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по
Черноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете
водников «На вахте», с которой в то время сотрудничали
А.С.Новиков-Прибой, М.А.Булгаков (одноклассник Паустовского по 1-й
Киевской гимназии), В.Катаев и др. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты
«Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения» и др., побывал в
Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах – по сути,
объездил всю страну. Многие впечатления этих поездок «по горячим
следам», описанные в газетных очерках, воплотились в художественных
произведениях. Так, герой очерка 1930-х годов Подводные ветры стал прототипом главного героя повести Кара-Бугаз (1932). История создания Кара-Бугаза подробно описана в книге очерков и рассказов Паустовского Золотая роза (1955) – одном из самых известных произведений русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества. В Кара-Бугазе
Паустовскому удалось рассказать о разработке залежей глауберовой соли в
заливе Каспия так же поэтично, как о странствиях юноши-романтика в
своих первых произведениях. Преображению действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена повесть Колхида (1934). Прототипом одного из героев Колхиды стал великий грузинский художник-примитивист Н.Пиросмани.
После выхода в свет Кара-Бугаза Паустовский оставил
службу и стал профессиональным писателем. По-прежнему много ездил, жил
на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону,
Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в
Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах. Особое место в его
творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один
или с друзьями-писателями – А.Гайдаром, Р.Фраерманом и др. О любимой им
Мещере Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное
счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей
земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и
напряженного труда. Средней России – и только ей – я обязан
большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: Мещерская сторона, Исаак Левитан, Повесть о лесах, цикл рассказов Летние дни, Старый челн, Ночь в октябре, Телеграмма, Дождливый рассвет, Кордон 273, Во глубине России, Наедине с осенью, Ильинский омут»
(речь идет о рассказах, написанных в 1930–1960-е годы). Среднерусская
глубинка стала для Паустовского местом своеобразной «эмиграции»,
творческим – а возможно, и физическим – спасением в период сталинских
репрессий.
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них Снег (1943) и Дождливый рассвет (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.
В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал
одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического
направления Литературная Москва (1956) и Тарусские страницы
(1961). В годы «оттепели» активно выступал за литературную и
политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей – Бабеля,
Ю.Олеши, Булгакова, Грина, Н.Заболоцкого и др.
В 1945–1963 Паустовский писал свое главное произведение – автобиографическую Повесть о жизни, состоящую из шести книг: Далекие годы (1946), Беспокойная юность (1954), Начало неведомого века (1956), Время больших ожиданий (1958), Бросок на юг (1959–1960), Книга скитаний
(1963). В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое
признание. Паустовский получил возможность путешествовать по Европе. Он
побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции,
Италии и др. странах; в 1965 долго жил на о.Капри. Впечатления от этих
поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950–1960-х годов Итальянские встречи, Мимолетный Париж, Огни Ла-Манша и др.
Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей,
принадлежащих к так называемой «школе лирической прозы», – Ю.Казакова,
С.Антонова, В.Солоухина, В.Конецкого и др.
Умер Паустовский в Москве 14 июля 1968.
|